kdmp@kdmp.com.ua


Киев, бул. Л. Украинки 26, оф.425


+38(044) 222-61-38
Наш Киев   >   Николаевский цепной мост в Киеве

Николаевский цепной мост в Киеве стал первой капитальной мостовой переправой в столице Украины. История его создания неоднозначна и очень интересна. Деревянные переправы в Киеве существовали, пожалуй, с момента основания самого города. О них даже упоминается в летописях. К 19 веку в Киеве функционировали четыре основные паромные переправы – Подольская, Спасская, Наводницкая и Лыбедская.

Район Заднепровья, который на тот момент был совсем пустынным, вызывал восхищение у многих. Не зря ведь эти земли постоянно с чем-то сравнивали: то с аккордами Гайдна, то с полотнами Микеланджело и Рафаэля. К. Паустовский даже провел параллель с Венецией. Ведь есть же в Киеве и свой Венецианский пролив, названный так из-за того, что паводок, который здесь образовывался каждый год, буквально затоплял территорию современного Гидропарка. Здесь даже стояли киевские "палаццо" - дома на высоких сваях, работали местные гондольеры, так что от Венеции тогдашний Киев мало чем отличался. Настоящей гордостью и своеобразной архитектурной изюминкой этого района стал Николаевский цепной мост. Многие ученые считают, что он стал прообразом Бруклинского моста через Ист-Ривер, который был построен в Нью-Йорке в 1883 году.

 

 


 

Немногие коренные жители Киева знают о том, что на месте, где впоследствии возвели Николаевский цепной мост, изначально стоял временный плавучий Спасский мост, который построили по велению царя Федора Алексеевича в 1680 году. Такое название мост получил из-за того, что дорога от него вела непосредственно к Спасской церкви. Со временем эту временную переправу стали благоустраивать и расширять, таким образом, она расположилась недалеко от Наводницкого холма между Печерским и Выдубицким монастырями, и стала называться Наводницким мостом. На сегодняшний день мало что в этой местности напоминает о существовании Наводницкого моста, только лишь осталась одноименная улица. Когда же наступали холода, и Днепр покрывался льдом, здесь устраивали специальную переправу, которая работала до начала оттепели. У берегов возводили деревянные поручни и съезды на лед. У переправы даже дежурили солдаты, которые пристально следили за тем, чтобы киевляне соблюдали меры предосторожности и почем зря не рисковали своей жизнью, особенно в период, когда лед начинал трогаться.

Проект строительства Николаевского цепного моста в Киеве был разработан английским инженером Чарльзом Виньолем. В средине 40-х годов 19 века наши отечественные инженеры П. Мельников и С. Кербедза после детального его изучения внесли кое-какие коррективы. План строительства моста утверждался непосредственно самим императором Николаем I, который и дал добро на начало работ. В районе впадения реки Черторой в русло Днепра, напротив Аскольдовой могилы 30 августа 1848 года в торжественной обстановке состоялась закладка первого камня в фундамент нового киевского моста. Подвесная система была выбрана не случайно. Поскольку в этой местности наблюдалось постоянное давление ледниковых масс, вариант подвесного моста подходил как нельзя более кстати. К возведению моста подошли очень основательно, перед тем, как начать строительство, на берегу были сооружены бараки для рабочих, среди которых были и крепостные, и староверы, и украинцы, и россияне. Все металлические конструкции изготовили в Бирмингеме, затем доставили Одессу на шестнадцати судах. Из Одессы на подводах данные конструкции перевозили в стольный град Киев. В столицу даже прибыл Чарльз Виньоль с двумя сыновьями – Гуттоном и Генрихом, чтобы принять непосредственное участие в руководстве строительством. Общая сумма расходов на возведение Николаевского цепного моста составила более 3,5 миллионов рублей.

Необходимо отметить, что Николаевский мост стал единственным в мире шестипролетным переходом через водное пространство. Длина мостового полотна составляла 776 метров, вес конструкции достигал около ста тысяч пудов, а одно звено в цепи весило порядка 192 кг. На пяти облицованных гранитом "быках", которые представляли собой своеобразную опору, были установлены порталы в виде полукруглых арок с башнями. На опоры поместили специальные коробки, через которые провели цепи из железных звеньев. Мостовое полотно состояло из решетчатых балок, которые крепились к цепям с помощью железных прутьев. Основанием промежуточных опор служил бетонный массив, заложенный прямо на грунте в огражденной перемычками котловине. Если говорить об архитектурном стиле, то здесь превалировала английская готика. Интересно, что в полночь определенная часть Николаевского цепного моста разводилась, чтобы пропустить мачтовые суда, курсировавшие по Днепру.

Николаевский мост был освящен 28 сентября 1853 года, а ввод его в эксплуатацию состоялся ровно через год, постоянное же движение по мосту транспорта было разрешено только в 1855 году. Открытие Николаевского моста даже описал в одном из своих рассказов Николай Лесков

За проезд по мосту взималась определенная плата – 20 копеек за однолошадный экипаж, 40 копеек – за двухлошадный. Возле самого моста под горой находилась церковь Святого Николая, при которой работали так называемые московские луковые бани. На противоположном берегу продолжением моста была шоссейная гребля, которая регулировала течение Днепра и его рукав.

Николаевский цепной мост стал настоящей визитной карточкой Киева. Его часто фотографировали, даже разместили его изображение на открытках. Точная серебрянная копия Цепного моста демонстрировалась в Лондоне, в Хрустальном дворце архитектора Пекстона на Всемирной выставке 1854 года.

В июле 1920 года белополяки взорвали один из пролётов моста. Разорванные цепи потянули за собой всё сооружение.

К восстановлению этой важной для города коммуникации приступили в конце 1921 года, однако проект капитальной реконструкции (по сути, нового сооружения) Е.О.Патон представил только в январе 1924 года. Каменные арки моста заменили металлическими, более высокими, пролёты приподняли, сохранив систему цепей.

1 мая 1925 года «старый» мост открыли, присвоив ему имя Евгении Бош.

 

ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Evgenii_Bosh_Bridge_Kiev_1941.jpg

 

18 сентября 1941 года, оставляя Киев, части Красной Армии взорвали мост имени Бош, который киевляне по привычке называли цепным, и проложенный за ним по направлению к Броварскому шоссе Русановский мост. Сегодня примерно на этом месте находится мост Метро.

 

Остатки моста сегодня


Источник: "Скорбное бесчуствие", ст. 40; Київ, "Tabachuk Ltd", 1992 р.

www.oldkyiv.org.ua/data/chainbridge.php